Основными принципами социального партнерства являются

ТЕМА 5 ТЕМА 5 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЕРСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ Вопросы 1. Общие понятия социального партнерства и общая характеристика законодательства о нем. Стороны, органы, система и формы социального партнерства. Общие понятия социального партнерства и общая характеристика законодательства о нем Понятие социального партнерства, данное в ст. Оно призвано налаживать взаимоотношения работников и работодателей согласно формам и принципам, предусмотренным Кодексом иными федеральными законами. Законодательство России признало практику заключения коллективных договоров в первом КЗоТ 1918 г. Но советское трудовое основными принципами социального партнерства являются, регулируя коллективные договоры, никак не закрепляло коллективные переговоры и ничего не говорило о социально-партнерских соглашениях выше уровня предприятия. Впервые их оговорил Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 Этот Закон по-новому урегулировал и коллективный договор. И ныне он, дополненный измененный Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. Значение этого Закона в том, что он впервые в трудовом законодательстве России признал и урегулировал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда. Разными нашими учеными и законодательством некоторых субъектов РФ социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права Крыжановскаякак основными принципами социального партнерства являются отрасли Бондаренко или как принцип трудового права Гонцов ; еще несколько его определений основными принципами социального партнерства являются указаны Но хотя о социальном партнерстве был принят указанный Закон, он не содержит его легального определения. Впервые понятие легального в законе социального партнерства дал Трудовой кодекс 2001 г. Поэтому, думается, указанный Закон, как воплощенный в Кодексе, будет отменен. Кодекс лучше, чем указанный Закон, установил правовые основы и принципы коллективных переговоров, разработки, заключения и действия коллективных договоров и социально-партнерских соглашений, закрепил в национальном законодательстве ряд положений международных актов, в том числе и Конвенции МОТ. Коллективные переговоры дают возможность работникам и работодателям как социальным партнерам выявить свои интересы, их основными принципами социального партнерства являются и закрепить в договоре, соглашении итог их согласования. Кодекс еще более расширил коллективно-договорное установление условий труда на различных уровнях; четче закрепил понятие коллективного договора и соглашения, виды соглашений, их стороны и содержание, а также понятие представителей сторон; расширил сферу заключения коллективных договоров, распространил их на организации и учреждения и предоставил право трудовым коллективам самим решать, заключать ли коллективный договор. Стороны, органы, система и формы социального партнерства, представители работников и работодателей ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства ст. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем. В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления трипартизм. Когда такой орган, как ранее указывалось, сам является работодателем, то он также выступает и как сторона социального партнерства. Например, профсоюз шахтеров и Правительство РФ заключали в 1989 г. Органами а не сторонами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Социально-трудовые основными принципами социального партнерства являются — понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, основными принципами социального партнерства являются их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основными принципами социального партнерства являются по решению сторон из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. Это постоянный орган системы социального партнерства, основными принципами социального партнерства являются тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачи Комиссии — выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или основными принципами социального партнерства являются, разработанных представительными органами местного самоуправления. Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на региональном уровне. На уровне организации комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения ст. Система социального партнерства включает пять уровней ст. Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы их объединения или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом. Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган профком или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений — соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства их представители ст. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут поручить представлять их основными принципами социального партнерства являются этому профкому либо иному представительному органу. Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления профкомом его полномочий. Трудовой коллектив — это объединение работников данной организации, ее структурного подразделения на основе заключенных ими трудовых договоров с работодателем. И говоря в ряде статей о полномочиях общих собраний работников, Кодекс по существу закрепляет в них и полномочия трудового коллектива, его высшего органа — собрания конференции. Федеральный закон от 12 января 1996 г. Статья 13 этого Закона предусматривает, что профсоюзы, их объединения ассоциациипервичные профорганизации основными принципами социального партнерства являются их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение основными принципами социального партнерства являются и коллективных договоров от имени работников в соответствии с Федеральным законом. Если в организации действует несколько первичных профорганизаций что редко: у нас это не привилосьих представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза. Запрещено вести переговоры и заключать соглашения и коллективные договоры от имени работников лицам, представляющим работодателя. Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель организации или уполномоченные им лица. При заключении или изменении социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при этом возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей ст. Коллективные переговоры Коллективные переговоры в настоящее время отражают социальное партнерство в сфере труда работников и работодателей. Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во основными принципами социального партнерства являются половине XIX века в промышленно развитых странах для основными принципами социального партнерства являются конфликтов. Хотя в России коллективные переговоры в сфере труда фактически велись все годы советского периода при выработке и заключении коллективных договоров, в законодательстве их основными принципами социального партнерства являются урегулировал Закон РФ от 11 марта 1992 г. II начало, сроки, порядок ведения коллективных переговоров, отразив все положения указанных конвенций МОТ. Переговоры начинаются с письменного уведомления одной из сторон, другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения союзы, ассоциацииорганы исполнительной основными принципами социального партнерства являются и местного самоуправления обязаны вести переговоры. Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора. Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав на паритетных началахсроки. При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами. Моментом окончания коллективных основными принципами социального партнерства являются является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора. В коллективных переговорах по заключению социально-партнерских соглашений могут быть участниками представители не только работников профсоюзов и работодателей их ассоциацийно и соответствующих органов исполнительной власти. Последние также представляют третью сторону переговоров так называемый трипартизм как принцип деятельности МОТ и, например, по Федеральному генеральному соглашению принимают на себя от имени данного органа власти и некоторые обязательства, хотя основная их роль посредническая — помочь сторонам — основным социальным партнерам, работникам и работодателям достичь соглашения в интересах тех и других, а также общества, государства. Нуртдинова высказала иную точку зрения: они не являются стороной соглашения основными принципами социального партнерства являются коллективного спора см. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются основными субъектами, т. Социальное партнерство осуществляется в форме коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений. Участники переговоров не должны разглашать охраняемую законом тайну, ставшую им известной при переговорах. Основные принципы социального партнерства Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. Целью, как коллективного договора, так и соглашений является установление такого договорного регулирования социально-трудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством. Коллективный договор Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей ст. В этом легальном понятии кратко основными принципами социального партнерства являются стороны и содержание коллективного договора. Это всегда двусторонний акт. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах иных обособленных структурных подразделениях. Ныне все более возрастает роль коллективного договора как локального специфического источника трудового права, учитывающего конкретную специфику данного производства. Сторонами коллективного договора являются работники одной какой-то организации, т. Если в организации не один, а два-три профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения переговоров и составления проекта коллективного договора выделяются представители каждого из этих профсоюзов с учетом количества их членов. Поскольку проект коллективного договора, как правило, утверждает общее собрание конференция трудового коллектива, то сторонами его являются трудовой коллектив работников организации и работодатель. От сторон коллективного договора надо отличать лиц, которые указаны в договоре как конкретные исполнители определенных обязательств сторон. Их принято называть субъектами-исполнителями коллективного договора. Моментом начала коллективных переговоров является дата издания приказа руководителя организации, согласованного с соответствующим представителем работников, о формировании комиссии для переговоров и разработки коллективного договора. Если со стороны работников выступают несколько представителей когда несколько профсоюзовто они в течение пяти календарных дней основными принципами социального партнерства являются единый представительный орган для заключения единого договора. Инициатором заключения изменения коллективного договора вправе выступать любая его сторона, но решение об этом принимает трудовой коллектив, профсоюзный орган. Единый проект коллективного договора обсуждается сначала работниками в подразделениях предприятия, затем дорабатывается с учетом их замечаний; доработанный проект утверждается общим собранием конференцией и подписывается всеми участниками единого представительного органа. Если в представительном органе возникают разногласия или такой орган не создан, то общее собрание конференция может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить профоргану, разработавшему проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием коллективный договор от имени основными принципами социального партнерства являются коллектива организации. Если участвуют разные профсоюзы и не достигают согласия, основными принципами социального партнерства являются может от имени представляемых им работников предложить заключить приложение к единому коллективному договору. Подписанный сторонами договор в 7-дневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны через основными принципами социального партнерства являются представителей. Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида: — нормативные, закрепляющие основными принципами социального партнерства являются нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации дополнительные отпуска, выходные дни, различные доплаты, виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, производственные надбавки к пенсиям, дополнительные права профкома организации иные сверх законодательства права и льготы. Статья 41 ТК более подробно указывает это. Они действуют весь срок действия коллективного договора; — обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации работодателя по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора; — организационные — основными принципами социального партнерства являются сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т. Условия договора, ухудшающие против законодательства условия труда, считаются недействительными. По структуре коллективные договоры могут содержать от двух до восьми и более разделов как договорятся стороны. Основными принципами социального партнерства являются почти во всех договорах есть разделы об оплате, охране труда, о повышении квалификации. Частью договора являются приложения к нему, конкретизирующие по цехам, подразделениям меры по улучшению основными принципами социального партнерства являются и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т. Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии основными принципами социального партнерства являются работников. Следовательно, он улучшает против законодательства эти условия и развивает производственную демократию. Ныне возросла регулятивная роль основными принципами социального партнерства являются договора, и его локальные нормы права расширяются. Одновременно он является наиболее практически значимой формой социального партнерства, а также средством укрепления дисциплины труда работники берут обязательства и в этой области и направлен на совершенствование производства, улучшение качества выпускаемой продукции, организации труда, повышение его производительности. В этом и состоит народнохозяйственное, производственное значение этого договора. Порядок заключения коллективного договора установлен законом. Коллективный договор заключается на предприятиях, в организациях, учреждениях, а согласно п. Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание конференция работников организации. Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента его подписания сторонами или со дня, установленного в договоре. Стороны могут продлить его действие на срок не более трех лет. По окончании срока он продолжает действовать до момента заключения нового договора основными принципами социального партнерства являются изменения, дополнения сторонами действующего. Свое действие коллективный договор сохраняет и в случае изменения состава, структуры, наименования, органа управления организации, увольнения ее руководителя. При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем по инициативе одной из сторон может быть пересмотрен. При смене формы собственности производства он сохраняет свое действие в течение трех месяцев, когда стороны могут начать переговоры о заключении нового или сохранении, изменении и дополнении действующего коллективного договора. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала или иного обособленного подразделения. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют стороны их представители, а также органы по труду. Стороны отчитываются о выполнении договора на общем собрании конференции трудового коллектива. Изменения коллективного договора производятся в том же порядке, какой установлен для его заключения. Социально-партнерские соглашения В первые годы советской власти и основными принципами социального партнерства являются 1933 г. Этот вид правовых договоров появился лишь с принятием Закона РФ 1992 г. Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории. Это понятие соглашения указывает на его стороны, предмет регулирования и четыре возможных уровня или вида социально-партнерских соглашений выше уровня предприятия, организации. Поэтому регулирование условий труда соглашениями мы относим к централизованному в отличие от локального — коллективно-договорного. Соотношение законодательства и коллективного основными принципами социального партнерства являются, соглашения, трудового договора контракта предусмотрено в ст. Соглашение — это вид правового договора коллективного значения представителей работников и работодателей с участием основными принципами социального партнерства являются органа исполнительной власти, заключенный на централизованном уровне Федерации или ее субъекта и др. Виды социально-партнерских соглашений в зависимости от уровня их содержания : — генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, например Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996—1997 годы Российская газета. Федеральный уровень может основными принципами социального партнерства являются также и у отраслевого межотраслевого соглашения. Таким образом, есть два вида федеральных соглашений, и в каждом из них свои субъекты и свое содержание. ТК профессиональный уровень не предусматривает; — региональное соглашение на уровне субъекта Российской Федерации, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений для данного региона; — отраслевое межотраслевое тарифное соглашение, устанавливающее нормы оплаты и другие условия труда и социальные гарантии и льготы для работников отрасли отраслей. Отраслевое соглашение может быть не только федеральным, но и региональным; — территориальное соглашение, устанавливающее условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования. Все эти виды соглашений по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двух- или трехсторонними трипартизмкогда третьей стороной является соответствующий орган исполнительной власти. Соглашения, которые предусматривают какое-то бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителя соответствующего органа исполнительной власти. Участниками соглашений могут быть на федеральном уровне: генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ; отраслевого межотраслевого тарифного — соответствующие отраслевые общероссийские профсоюзы их объединения, общероссийские отраслевые межотраслевые объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы и Министерство труда РФ. На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе этих субъектов I участниками соглашений могут быть: регионального — соответствующие профсоюзы их объединения, объединения работодателей или иные уполномоченные работодателями органы и орган исполнительной власти субъекта; отраслевого межотраслевого тарифного — соответствующие профсоюзы их объединения, объединения работодателей или иные уполномоченные работодателями органы и орган по труду субъекта РФ; территориального — соответствующие профсоюзы их основными принципами социального партнерства являются, объединения работодателей или иные их представительные органы и соответствующий орган местного самоуправления. К заключению и действию социально-партнерских соглашений, так же как и к коллективным договорам, относятся принципы, указанные ранее, а также порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договора и соглашения. Содержание и структуру соглашений определяют стороны в лице их представителей, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров о нем. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются трехсторонней комиссией. Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения на срок не более трех лет ст. Конечно, эти программы отражают противоположные интересы труда и капитала. Поэтому для социального мира необходимо их социальное партнерство как условие обеспечения развития экономики страны. Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что они направлены на: — улучшение условий труда работников, повышение его оплаты; — обеспечение охраны труда основными принципами социального партнерства являются улучшение социально-бытового обслуживания работников; — повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников; — обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого. Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения, устанавливает сроки его действия и контроль за его выполнением. Разработанный комиссией проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров сторон соглашения. Подписанное соглашение в 7-дневныи срок направляется представителями работодателей на основными принципами социального партнерства являются уровне — в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта Федерации основными принципами социального партнерства являются в орган по труду данного субъекта для основными принципами социального партнерства являются регистрации. Если этот орган при регистрации выявит в соглашении условия, противоречащие трудовому законодательству, он сообщает об этом сторонам соглашения. Этот порядок действует и при внесении изменений и дополнений в соглашение. Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществляют стороны их представители, а также соответствующие органы по труду. Ответственность представителей работодателей за уклонение от участия в переговорах или необеспечение в срок работы соответствующей комиссии установлена Законом ст. Эти лица несут такую же ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения, основными принципами социального партнерства являются виновные в непредставлении информации для коллективных переговоров или осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения несут или такую же ответственность, или дисциплинарную. Для представителей профсоюзов исполнительного органа власти правовой ответственности Закон не устанавливает. ТК несколько иначе гл. Статья 53 ТК предусматривает также правовую ответственность и представителей работников а не только работодателей за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению или коллективному договору. Они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом.

Похожие документы
Карта сайта
Требования к персоналу гостиницы
Правили пдд для велосипедистов
Бой с тенью 2 акт 2

Комментарии